Гласные: переход количественных различий в качественные

Славянские языки, как и прочие языки индоевропейской семьи, отделившись (т.е., постепенно отделяясь на протяжении нескольких веков) примерно в середине III тысячелетия до н.э., унаследовали богатую систему гласных:

  • краткие *a, *o, *e, *u, *i;
  • долгие  *ā, *ō,  *ē, *ū, *ī.

дифтонги

  •  *ai, *ei, *oi;
  •  *au, *eu, *ou;
  •  *āi, *āu, *ēi,
  •  *ēu, *ōi, *ōu

Дифтонгические сочетания:

с носовыми:

  • *on, *om, *an, *am,
  • *en, *em, *in, *im;

с плавными:

  • *or, *ol, *er,*el.

Звездочка перед буквой означает, что это условное обозначение реконструированного звука (фонемы) доисторического периода, когда никакой письменности не было. В дифтонгах и дифтонгических сочетаниях гласные тоже различались по долготе, но в учебниках этот факт не акцентируется, возможно, из-за чрезмерного усложнения общей картины.

Долгие и краткие гласные (в том числе в составе дифтонгов и дифтонгических сочетаний) вступали в чередования, которые имели грамматическое и словообразовательное значение. Среди качественных чередований отметим *o/*e. Следы этого чередования мы и сейчас видим в звучании и написании слов разных языков, а также в международной лексике, созданной с использованием латинских и греческих элементов:

*novus/*neo — новый и new, новация и неологизм, Новгород и Неаполь, а также New York.

*log/*leg — логос и лексика (не путать с нашими лог\лег в лежу и ложеберлога с аналогичным чередованием)

*bʰor/*bʰer — Люцифер, семафор и светофор, наши беру и сбор

Еще более яркой иллюстрацией могут быть наши, русские чередования лежать и ложе, ведет и водит, несет и носит, зарекаться и зарок, теку и поток, выберу и выбор…

Но наша тема — количественные различия и чередования:

  • *ă/*ā,
  • *ŏ/*ō,
  • *ĕ/*ē,
  • *ŭ/*ū,
  • *ĭ/* ī
Переднего ряда Непереднего ряда
Верхнего подъема *ĭ/*ī*bĭr/*bīr *u/*ū**tŭk/*tūk*
Среднего подъема *ĕ/*ē*lĕt/*lēt *ŏ/*ō*kŏn/*kōn
Нижнего подъема *ă/*ā*măg/*māg

В следующей таблице показаны результаты изменения количественных различий гласных в качественные.

Что получилось Что было Что получилось
из кратких из долгих
*ь*bьrati    —  събьрати *ĭ/*ī*bĭr/*bīr *i*Birati   —  събирати
*namen — надъменъ

*e

*letěti — летѢти

*ŭ/*ū*dŭm/dm

*ĕ/*ē

*lĕt/*lēt

*y (ы)*dym — дымъ

*ě (Ѣ)

*lětati — лѢтати

*o*kon — коньць *ŏ/*ō*kŏn/*kōn *a*kan — заканчивать
*o*gor — горѢти *ă/*ā*găr/*gār *a*gar — гарь

Отсюда следующие соответствия между славянскими словами и словами других индоевропейских языков:

linum — льнъ, русск. лён, льна — значит, i в индоевропейском был кратким.

pit-: этот корень мы видим в греч. pita, итал. pizza, а также в наших словах питать, пища, пичкать и даже воспитание. Соответствие славянского И звуку I  других индоевропейских языков говорит о том, что изначально общеиндоевропейский *I был долгим.

πινω [pīno] — (буквально: пью) — пити, русск. пить

trī (др.-инд.) — три

sūnŭs (лат.) — сынъ: это слово наглядно показывает судьбу долгого и краткого U в славянских языках

mūs (лат.) — мышь

tū (лат.) — ты

mŭscus (лат.) — мъхъ (после падения редуцированных мох — мха); латинское слово сохранилось у нас как мускус

dōr-: dōrŏn (греч.), dōnum(лат.) — даръ, дати (русск. дать, продать, подарок) — значит, О в индоевропейском был долгим. Корень -dor- в индоевропейском звучании сохранился у нас в имени Фёдор (Ѳеодор — ср.  Теодор из германских языков — буквально «Божий дар», из чего в украинском и получилась калька «Богдан»)

Заметим, в греческом δωρον для долгого О существовала специальная буква ω, наглядно демонстрирующая удвоение и сохранившая этот след в своем современном англоязычном названии.

mar — mare (итал.), — море; из этого следует, что а в индоевропейском mare был кратким, поэтому только в славянских языках (только в них количественные различия заменялись качественными) получился о. Ср. возникшие из латинских компонентов Марина, субмарина, художник-маринист…

gnō-: gnoseo (лат.) — знаю; гносеология, гностицизм, диагноз — знать, знак, значение… Очевидно, что из долгого О у нас получился А

ŏk: ŏkŭlŭs — око, очи, окно, очки; окулист, окуляры, бинокль…

sēmen (лат.) —  ст.-сл. сѢмѧ    — русск. семя, семена

Если вы забыли схему преобразования долгих и кратких гласных, ее легко восстановить по нашим чередованиям в корнях. Как правило, в приставочных глаголах совершенного и несовершенного вида мы найдем современные рефлексы гласных соответственно кратких и долгих гласных: естественно, несовершенный вид соответствует долгому действию и долгому гласному. Посмотрим, как это выглядит на практике.

*ă/*ā, *ŏ/*ō  ⇒   о/а: спросить — спрашивать, закончить — заканчивать, износить — изнашивать, разбросать — разбрасывать, скосить — скашивать, усвоить — усваивать, удвоить — удваивать.

Чередование О (бывшего краткого) и А (бывшего долгого) настолько вошло в сознание русских людей, так закрепилось и грамматикализовалось, что мы встречаем его и в таких словах, которые появились значительно позднее эпохи преобразования количества в качество: укоротить — укорачивать, омолодить — омолаживать… Случается услышать в нашей современной речи совершенно неправильное, но тем более показательное «узаканивать«…

*ŭ/*ū* ⇒ ъ/ы: вызывать — вызвать, разрывать — разорвать, замыкать — замкнуть, втыкать — воткнуть… В русском языке гласный Ъ (редуцированный непереднего ряда) перед слогом с гласным полного образования (т.е. любым, кроме Ъ или Ь) попадал в слабую позицию и исчезал. Так получилось чередование Ы с нулем звука.

*ĭ/*ī ⇒  ь/и;

—  собирать — собрать, выдирать — выдрать, попирать — попрать, протираю — протру,  разминаю — разомну, взимать — возьму, пожинаю — пожну, начинаю — начну, взимаю — возьму, , замираю — замру, поджидаю — подожду, вычитаю — вычту  …

в русском языке гласный Ь (редуцированный переднего ряда) перед слогом с гласным полного образования (т.е. любым, кроме Ъ или Ь) попадал в слабую позицию и исчезал. Так получилось чередование И с нулем звука; доказательством того, что И был между двумя гласными, могут быть Ж,Ч,Ш перед согласными, ведь они могли появиться только в результате первой палатализации под действием последующего гласного переднего ряда: зажигаю — зажгу пожимаю — пожму начинаю — начну

В результате последующих фонетических процессов (монофтонгизации дифтонгических сочетаний с носовыми, падения редуцированных, упрощения групп согласных) фонемный состав многих корней изменился  и это может затемнять изначальное соответствие долгих и кратких гласных.

*ĕ/*ē: следы этого чередования в современном русском языке обнаружить трудно, так как мы перестали отличать звучание Ѣ от звучания Е.

Но если *ē стоял после мягкого согласного, то он преобразовался в А. Следы такого преобразования остались в русских корнях, о родстве которых мы забыли или подозреваем такое родство только по смыслу:

гореть — жар: *gŏr\*gēr: задненебный *g перед *ē  подвергается первой палатализации и превращается в ž’; но теперь мягкий согласный изменяет качество гласного и превращает его в А. По сути происходит взаимная аккомодация.

опека — печаль: *kē на стыке корня с суффиксом (ср. капель, купель) превращается в ча.

Эта особенность оставила заметный след в русской орфографии. У целого ряда глаголов был древний тематический суффикс *ē, относящий эти глаголы ко 2 спряжению, 11 из них школьники заучивают наизусть. Но на подобные глаголы с ударным окончанием не обращают внимания: болеть — болит, сидеть — сидит…

Если у такого глагола корень оканчивался на j или задненебный, то *ē превращался в А и получилось вот что: стоять — стоит, бежать — бежит, молчать — молчит, визжать — визжит, кричать — кричит… Некоторые из подобных глаголов уже перешли к более продуктивным моделям спряжения или стали разноспрягаемыми, поэтому примеры описанного явления надо подбирать осмотрительно.

One Comment

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.