Мечты Татьяны Лариной

С девичьими мечтами в русской литературе XIX века все более или менее понятно: это мечты о любви, о благородном герое и о замужестве. Главная мечтательница — Татьяна Ларина.  Но подробный анализ романа дает результаты, которые не во всем согласуются с традиционной школьной трактовкой, поэтому в сочинении необходимо точно цитировать поэтические строки и доказывать ими каждое свое утверждение; да, впрочем, и как-то глупо пересказывать своими словами поэзию Пушкина.

Чтобы проскользнуть между Сциллой плагиата и Харибдой бездоказательности, лучше всего точно выбрать и заучить несколько самых выразительных и недвусмысленных строк и процитировать их.

XXVI

Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.
………………

О чем мечтает Татьяна?

Конечно, о любви. Она представляет себя героиней романа.

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.

О чем писали эти авторы?

Сэмюэл Ричардсон (16891761) — английский писатель, родоначальник «чувствительной» литературы XVIII и начала XIX вв. Известность ему принесли его три эпистолярных романа: «Памела, или награждённая добродетель» (1740), «Кларисса, или История молодой леди» (1748) и «История сэра Чарльза Грандисона» (1753).  Героини Ричардсона счастливо выходят замуж благодаря своей добродетели или погибают, поддавшись соблазну, а герои делятся на коварных соблазнителей (Ловлас, или Ловелас) и благородных спасителей (Грандисон).

Жан-Жак Руссо́(1712-1778)  — французский философписатель и мыслитель,  (а также музыковедкомпозитор и ботаник) эпохи Просвещения,  виднейший представитель сентиментализма.  Проповедовал «возврат к природе» и призывал к установлению полного социального равенства. Его героиня Юлия влюбляется в молодого учителя, но выходит замуж за друга своего отца и не хочет обманывать доверие своего благородного мужа. Отголоски этого сюжета мы можем найти и в повести «Дубровский», и в романе «Евгений Онегин».

Когда появился Евгений, явно отличавшийся от других знакомых Татьяны, она и вообразила его героем своего романа.

… Открылись очи;
Она сказала: это он!

Счастливой силою мечтанья
Одушевленные созданья,
Любовник Юлии Вольмар,
Малек-Адель и де Линар,
И Вертер, мученик мятежный,
И бесподобный Грандисон,
Который нам наводит сон, —
Все для мечтательницы нежной
В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились.

X

Воображаясь героиней
Своих излюбленных творцов,
Кларисой, Юлией, Дельфиной,
Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит,
Она в ней ищет и находит
Свой тайный жар, свои мечты,
Плоды сердечной полноты…

…Ты в ослепительной надежде
Блаженство темное зовешь,
Ты негу жизни узнаешь,
Ты пьешь волшебный яд желаний,
Тебя преследуют мечты…

Пушкин явно одобряет мечтательность Татьяны, называя ее «плодами сердечной полноты» и потом «уговаривает» читателей не осуждать героиню, потому что именно ее мечтательность и влюбленность наполняют и украшают жизнь: «Ты негу жизни узнаешь», «ты пьешь волшебный яд желаний»

За что ж виновнее Татьяна?
За то ль, что в милой простоте
Она не ведает обмана
И верит избранной мечте?
За то ль, что любит без искусства,
Послушная влеченью чувства,
Что так доверчива она,
Что от небес одарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным?

Не случайно Ольга, которая не мечтает, не так любит читать, неинтересна Пушкину, а опытный Онегин говорит:

  • В чертах у Ольги жизни нет…
  • Кругла, красна лицом она,
  • Как эта глупая луна
  • На этом глупом небосклоне…

Только не подумайте, что Ольга краснолицая уродина, «красна» значит «красива».

О каком герое мечтает Татьяна?

Конечно, о благородном, как в романах:

Свой слог на важный лад настроя,
Бывало, пламенный творец
Являл нам своего героя
Как совершенства образец.
Он одарял предмет любимый,
Всегда неправедно гонимый,
Душой чувствительной, умом
И привлекательным лицом.
Питая жар чистейшей страсти,
Всегда восторженный герой
Готов был жертвовать собой…
Как все влюбленные девушки, Татьяна представляет Онегина посланцем небес и почти ангелом; потому и пишет в своем письме к нему:

Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…
Ты в сновиденьях мне являлся
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня томил,
В душе твой голос раздавался
Давно… нет, это был не сон!
Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!
Не правда ль? я тебя слыхала:
Ты говорил со мной в тиши,
Когда я бедным помогала
Или молитвой услаждала
Тоску волнуемой души?
И в это самое мгновенье
Не ты ли, милое виденье,
В прозрачной темноте мелькнул,
Приникнул тихо к изголовью?
Не ты ль, с отрадой и любовью,
Слова надежды мне шепнул?

Обратите внимание: с образом своего героя Татьяна соотносит свои добрые дела и молитвы.

Но наш герой, кто б ни был он,

Уж верно был не Грандисон…

Пушкин уже в первой главе романа показал совершенно другие черты Онегина.

С первых строк он выказывает нежелание сочувствовать своему дяде, который «уважать себя заставил«, оставляя в наследство Онегину свое поместье и тем спасая нашего героя от разорения:

«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!»

О доброте, милосердии и речи нет! И даже о благодарности, уважении, ведь в первой строке Онегин, в сущности, обозвал своего престарелого дядю ослом…

Автор недвусмысленно называет Онегина повесой и довольно пренебрежительно, с высоты своего лицейского воспитания, рассказывает о его образовании и уме:

  • Monsieur l’Abbé, француз убогой,
  • Чтоб не измучилось дитя,
  • Учил его всему шутя,
  • Не докучал моралью строгой,
  • Слегка за шалости бранил
  • И в Летний сад гулять водил.

Чтобы современный школьник правильно понял, все образование Онегина — это домашнее воспитание гувернером аббатом, попросту говоря, престарелым (убогим) французским католическим священником. К некоторым строчкам, не очень понятным современному школьнику, даю «перевод» на современный разговорный русский.

  • Острижен по последней моде,
  • Как dandy лондонский одет … 
  • Он по-французски совершенно
  • Мог изъясняться и писал;
  • Легко мазурку танцевал
  • И кланялся непринужденно;
  • Чего ж вам больше? Свет решил,
  • Что он умен и очень мил.
  • Онегин был по мненью многих….
  • …Ученый малый, но педант:
  • Имел он счастливый талант
  • Без принужденья в разговоре
  • Коснуться до всего слегка,
  • С ученым видом знатока
  • Хранить молчанье в важном споре…

Т.е. хорошо умел притворяться умным и образованным человеком.

Зато подробно описаны его «подвиги» в обольщении девушек:

  • … в чем он истинный был гений,
  • Что знал он тверже всех наук,
  • Что было для него измлада
  • И труд, и мука, и отрада,
  • Что занимало целый день
  • Его тоскующую лень, —
  • Была наука страсти нежной(т. е. умение соблазнять девушек)

И эти подробности выдают притворщика и лицемера:

  • Как рано мог он лицемерить(притворяться),
  • Таить надежду, ревновать,
  • Разуверять, заставить верить,
  • Казаться мрачным, изнывать,
  • Являться гордым и послушным,
  • Внимательным иль равнодушным!
  • Как томно был он молчалив,
  • Как пламенно красноречив,
  • В сердечных письмах как небрежен!
  • Одним дыша, одно любя,
  • Как он умел забыть себя!
  • Как взор его был быстр и нежен,
  • Стыдлив и дерзок, а порой
  • Блистал послушною слезой! (т.е. притворной)
    • Как он умел казаться новым,
    • Шутя невинность изумлять (т.е. обманывать неопытных девушек),
    • Пугать отчаяньем готовым (т.е. притворным),
    • Приятной лестью забавлять,
    • Ловить минуту умиленья,
    • Невинных лет предубежденья
    • Умом и страстью побеждать,
    • Невольной ласки ожидать,
    • Молить и требовать признанья,
    • Подслушать сердца первый звук,
    • Преследовать любовь, и вдруг
    • Добиться тайного свиданья…
    • И после ей наедине

    Давать уроки в тишине…

Онегин — интриган:

  • Когда ж хотелось уничтожить
  • Ему соперников своих,
  • Как он язвительно злословил!
  • Какие сети им готовил!

Молодость Онегина прошла в любовных забавах и интригах, а когда все это ему надоело, наш герой ищет и не находит себе занятий: ему скучно читать, заниматься наукой, писать, он не может стать никем — ни дипломатом, как, например, А.С. Грибоедов или лицейский товарищ Пушкина Горчаков, ни чиновником, ни ученым, ни меценатом, ни военным, ни писателем…

Привычка потакать своему самолюбию, играть людьми ради собственного каприза, минутной прихоти приводит Онегина к ссоре с Ленским; сознавая свою вину, он ИСПУГАЛСЯ обвинения в трусости  и убил единственного друга…

И вот мы встречаем его снова после путешествия:

это кто в толпе избранной
Стоит безмолвный и туманный?
Для всех он кажется чужим.
Мелькают лица перед ним
Как ряд докучных привидений.
Что, сплин иль страждущая спесь
В его лице? Зачем он здесь?
Кто он таков? Ужель Евгений?

Все тот же ль он иль усмирился?
Иль корчит также чудака?
Скажите: чем он возвратился?
Что нам представит он пока?
Чем ныне явится? Мельмотом,
Космополитом, патриотом,
Гарольдом, квакером, ханжой,
Иль маской щегольнет иной,
Иль просто будет добрый малый,
Как вы да я, как целый свет?

Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.

Онегин остался никем, только камнем преткновения на пути других людей, как он стал камнем, о который споткнулась Татьяна и о который разбилась жизнь Ленского.

И ведь Татьяна справедливо сомневается не то что в искренности его запоздалой любви, но в ее качестве: может быть, это все та же любовь-поединок, та же игра самолюбий, к которой Онегин привык смолоду:

Что с ним? в каком он странном сне!
Что шевельнулось в глубине
Души холодной и ленивой?
Досада? суетность? иль вновь
Забота юности — любовь?

Но какая любовь может быть в этой холодной и ленивой душе? На этот вопрос поэт так и не ответил.

Мечты Татьяны сбылись?

А как же мечты Татьяны? Неужели Пушкин считает их несбыточными? Разве благородных героев не бывает? И чего Татьяна достигла в жизни?

В конце романа Онегин  узнает Татьяну в богатой и знатной даме, княгине, пользующейся всеобщим уважением. Одно только ее появление производит среди участников бала значительное волнение:

Но вот толпа заколебалась,
По зале шепот пробежал…
К хозяйке дама приближалась,
За нею важный генерал.
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Все тихо, просто было в ней,
Она казалась верный снимок
Du comme il faut..

Татьяна заняла такое место в обществе, о каком не мечтала:

К ней дамы подвигались ближе;
Старушки улыбались ей;
Мужчины кланялися ниже,
Ловили взор ее очей;
Девицы проходили тише
Пред ней по зале, и всех выше
И нос и плечи подымал
Вошедший с нею генерал.

Она сидела у стола
С блестящей Ниной Воронскою,
Сей Клеопатрою Невы;
И верно б согласились вы,
Что Нина мраморной красою
Затмить соседку не могла,
Хоть ослепительна была.

Можно ли сказать, что Татьяна несчастна и разочарована? Как ее высокое положение в обществе соотносится с ее мечтами? Вернемся к ним:

Воображаясь героиней… Любовник Юлии Вольмар…

Татьяна думает о Юлии Вольмар, т.е. о Юлии, которая уже замужем!

Вот эта Юлия, влюбившаяся в молодости в домашнего учителя, потом вышла замуж за благородного господина Вольмара, который не стал ее упрекать за юношескую любовь. Она же, будучи уже матерью двух сыновей, вновь встретила своего прежнего любовника и не стала продолжать с ним отношения, не желая оскорблять изменой своего достойного мужа.

Получается, что Татьяна «намечтала» свою судьбу: свое будущее замужество, высокое положение и верность мужу. Ведь и в любовном признании Онегина речь не идет о браке, а только об измене мужу, привычном для Онегина адюльтере. А развод и второй брак после развода в те времена в дворянских семьях если и случались, то были явлением исключительным. Это хорошо показал Л.Н. Толстой в романе «Анна Каренина», а ведь Анна «живет» на полвека позже Татьяны…

Могла ли любимая героиня Пушкина из искренней мечтательницы, а потом достойной, уважаемой жены героя превратиться в обыкновенную изменницу и обманщицу, лгать и притворяться, как это делал Онегин? Разве это свойственно ее характеру?

В знаменитой строфе «Зима! Крестьянин, торжествуя…» поэт говорит нам, что жизнь — это вечное движение, в котором каждый идет своим путем. Пути у Татьяны и Онегина разные, как и их характеры, они лишь раз пересеклись…

Вспомним, что эпоха Пушкина отмечена Отечественной войной 1812 года, после которой военные, защитники Отечества, пользовались всеобщим уважением. Потом было восстание декабристов, участники  которого, богатые аристократы, офицеры, были отправлены на каторгу в Сибирь, а их жены добровольно последовали за ними. Конечно, идеальным женским образом эпохи была не любовница, а верная жена, надежная подруга своего мужа, поддерживающая его не только в радости, но и в горе.

Вспомним еще, что все героини А.С. Пушкина — и Марья Кирилловна из повести «Дубровский«, и Марья Гавриловна из повести «Метель» — очень серьезно относятся к обещаниям, которые дает невеста при венчании. Да и потом в русской литературе оказываются незавидными судьбы изменниц — Катерины (А.Н. Островский, «Гроза»), Анны Карениной (Л.Н. Толстой, «Анна Каренина»), как бы мы им ни сочувствовали: ведь они не сдержали клятву верности, данную  перед Богом… Погибает даже цыганка Земфира, хоть она и не венчалась со своим Алеко (А.С. Пушкин «Цыганы»).

А благородный герой, о любви которого мечтала Татьяна? Разве не герой муж Татьяны,  уважаемый за свои подвиги в сражениях? Он любит Татьяну и гордится ею.

Вот как Пушкин показывает ум Татьяны:

Входят гости.
Вот крупной солью светской злости
Стал оживляться разговор;
Перед хозяйкой легкий вздор
Сверкал без глупого жеманства,
И прерывал его меж тем
Разумный толк без пошлых тем,
Без вечных истин, без педантства,
И не пугал ничьих ушей
Свободной живостью своей.

Да «посол испанский» в сцене встречи тоже не просто так упомянут: глупой Ольге было бы не о чем с послами разговаривать.

Хозяйка салона, в котором ведутся разумные, без пошлости и педантства, свободные живые разговоры — разве это не максимальное достижение светской дамы той эпохи, и не только в России? Разве не в светских салонах Парижа, Лондона и Петербурга обсуждались политические проблемы и культурные события, формировалось общественное мнение?

Похоже, что мечты, по мнению поэта, сбываются, надо лишь мечтать о хорошем.

11fe59a7d9b5

А.С. Пушкин сам был мечтателем; он, как и Татьяна, верил в приметы и предсказания, например, в то, что его погубит «белый человек», образу которого вполне соответствует блондин Дантес в своем белом кавалергардском мундире…

У Пушкина надо внимательно читать каждое слово, тогда откроется картина эпохи, в которой дворяне, освобожденные от обязательной службы (манифест о вольности дворянства), привыкали бессмысленно прожигать жизнь, утратив способность к какой-либо целенаправленной деятельности. Таков Онегин, в отличие, между прочим, от мужа Татьяны (недавно закончилась Отечественная войта), Грибоедова, многих лицейских товарищей Пушкина, ставших учеными, дипломатами, общественными деятелями. Потому и роман называется не «Татьяна Ларина», а «Евгений Онегин»: он о поколении, в котором есть люди разные, но главный герой оказался несостоятельным.

4 Comments

  1. Александр Рудаков

    Позволю себе отчасти не согласиться с автором, выставившим Онегина в статье исключительным негодяем, хотя, как мне кажется, это не совсем так. Да, Александр Сергеевич действительно описывает Онегина как малообразованного повесу, но Пушкин бы не был Пушкиным, если бы его главному герою можно было дать однозначную оценку.
    Евгений во многих эпизодах ведет себя благородно, например, старается обойтись с влюбленной в него Татьяной как можно мягче. Да, он разбивает ей сердце, но ведь это гораздо лучше, чем играть чувствами совсем юной девушки. И разве он виноват, что Татьяна влюбилась в него?..
    Эпизод с дуэлью тоже совсем не однозначен- Ленский виноват в ссоре не меньше Онегина, но только Владимир действительно ХОЧЕТ убить Евгения, а Онегин дуэли старается избежать.
    А дальше мне лень печатать, но и так норм.

    Нравится

    1. Лисовицкая Л.Е.

      С мягкостью Онегина на свидании тоже не все так просто. Ведь нам уже до этого показали, как Онегин многократно, со многими девушками … умел казаться новым,
      Шутя невинность изумлять,
      Пугать отчаяньем готовым,
      Приятной лестью забавлять,
      Ловить минуту умиленья,
      Невинных лет предубежденья
      Умом и страстью побеждать,
      Невольной ласки ожидать,
      Молить и требовать признанья,
      Подслушать сердца первый звук,
      Преследовать любовь, и вдруг
      Добиться тайного свиданья…
      И после ей наедине
      Давать уроки в тишине! А тут ему просто нечего делать, никакой игры… Пушкин изобразил, как человек неглупый, по крайней мере, хитрый интриган, не привыкший к труду, сумел стать ничем. При последнем его появлении на балу о нем спрашивают: «Что он?» А ответа нет. А ведь среди современников Пушкина, его однокашников-лицеистов, полно героев, ученых, дипломатов, оставивших след в истории. Да хоть тот же Грибоедов (не лицеист, но того же поколения)… Пушкин заметил начало разложения дворянства, утраты им интеллектуального, хозяйственного лидерства (военная миссия еще есть — муж Татьяны…). Результат потом мы видим у Гоголя в «Мертвых душах», у Чехова в «Вишневом саде», но у него и военные в «Поединке» уже пустые. А Толстой в лице Левина пытается оправдать само существование помещика, доказать, что он д.б. лидером, организатором экономики… В «ВиМ» у него тоже военные (Болконские), хозяйственники (Николай Ростов), общественные деятели (Пьер), но в массе все уже тронуто разложением., не зря деятельность Пьера вся только в поиске.. Пушкин показал традиции служилого дворянства в «Кап.дочке» и «Дубровском» и процесс разложения класса, но этого не заметили… Такие вещи всегда замечают поздно, что мы и на собственном опыте повторили. Кстати, у Лермонтова в «ГНВ» все более личностно, психологично, с участием судьбы, рока, который все начинания Печорина обращает во зло… Благодарю Вас за отклик, приятно пообщаться с мыслящим человеком.

      Нравится

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.