Этот текст может казаться прямолинейным и даже примитивным; но он сделан мастером в соответствии с канонами построения рассказов и может служить отличным материалом для обучения искусству читателя. Текст – это ткань (буквально), сплетение мыслей, мотивов, тематических линий…
Рассказ Вениамина Каверина называется «Последняя ночь».
Многие ученики и без заглавия понимают сосредоточенность писателя на переживаниях героя в эту последнюю ночь, когда он должен пожертвовать своей жизнью. Чтобы текст не казался слишком прямолинейным и назидательным, чтобы найти материал для рассуждений, необходимо помнить: автор художественного произведения сам строит сюжет. Он упоминает только такие детали, которые должны, вступая во взаимодействие с фоновыми знаниями читателя, образовать некую смысловую конструкцию (нейросеть, если хотите) и сказать этому читателю что-то вполне определенное.
Поэтому читаем текст, вникая в детали.
Накануне вечером комиссар вызвал Корнева и Тумика в свою каюту и заговорил об этой батарее, дальнобойной, которая обстреливала передний край и глубину и которая всем давно надоела.
Мы несём от неё немалые потери, — сказал он, — и, кроме того, она мешает одной задуманной операции. Нужно эту батарею уничтожить.
Потом он спросил, что они думают о самопожертвовании, потому что-иначе её нельзя уничтожить. Он спросил не сразу, а начал с подвига двадцати восьми панфиловцев, которые отдали за Отчизну свои молодые жизни. Теперь этот вопрос стоит перед ними — Корневым и Тумиком — как лучшими разведчиками, награждёнными орденами и медалями.
Тумик первый сказал, что согласен. Корнев тоже согласился, и решено было высадиться на берег в девять часов утра. По ночам немцы пускали ракеты, хотя стоял декабрь и днём было так же темно, как и ночью.
Времени вдруг оказалось много, и можно было полежать и подумать, тем более что это, наверно, уже в последний раз, а больше, пожалуй, не придётся.
Тумик воевал уже полтора года и дважды был ранен. Он участвовал в захвате знаменитой сопки «Колпак», когда восемьдесят моряков семь часов держались против двух батальонов, и боезапас кончился, и моряки стали отбиваться камнями. Как вчера, он видел перед собой маленький дом, крыльцо с провалившейся ступенькой и отца в саду — коротко стриженного, седого, с худым носом и ещё такого стройного, ловкого, когда он быстро шёл навстречу гостям, опираясь на трость, в своей кубанке набекрень и со своими тремя орденами.
Когда началась война, он прислал Тумику письмо: «Воюй и за себя, и за меня».
Тут Тумик вспомнил всю свою жизнь, самое главное, самое интересное в жизни. Отец — это был родной дом, детство и школа, девушка Шура — это была любовь, а Миша Рубин — друг, который всегда говорил, что, может быть, и есть на свете любовь, но верно то, что на свете есть настоящая дружба навеки. 0ни были с ним всю войну — отец, та девушка и Миша — и были теперь, когда он лежал на своей койке под иллюминатором и слышно было, как волна, плеща, набегает на борт. Это была его Отчизна!
И вдруг всё стало так ясно для него, что он даже присел на койке, обхватив руками колени.
Недаром же я жил на земле, — сказал он себе.
Он видел, как при свете огарка Корнев пишет письмо, и ему хотелось сказать Корневу, что нет для них смерти и что для них пришла эта торжественная, последняя ночь, когда замер весь свет и только под лёгким ветром волна, плеща, набегает на борт. Но он ничего не сказал. У Корнева были жена и маленький сын. Он писал им, и кто знает, о чём он думал сейчас, хмуря крупные чёрные брови…
Утром они с первого взгляда поняли, что нельзя заложить тол и уйти: батарея работала, и кругом было слишком много народу. Можно было только сделать, как сказал комиссар: подорвать её и самим подорваться. И это было легко: неподалёку от батареи штабелями лежали снаряды.
Они стали тянуть жребий, потому что достаточно было подорваться одному, а другой мог вернуться к своим. Они условились: вернётся тот, кто вытащит целую спичку. И Тумик взял в обе руки две целые спички и сказал шёпотом:
— Ну, Корнев, тащи.
У Корнева были жена и маленький сын…
Они обнялись, поцеловались. На прощание Тумик отдал Корневу свою фотографию, где был снят с автоматом, лёжа, прицеливаясь, — ребята говорили, что вышел отлично. И Корнев ушёл. Он был метрах в сорока от батареи, когда раздался взрыв и пламя метнулось до самого неба, осветив пустынный край — снег и тёмные ущелья между скал, диких скал Отчизны…
(По В. А. Каверину*) Вениамин Александрович Каверин (1902-1989) — русский советский писатель, драматург и сценарист, автор приключенческого романа «Два капитана».
Хронотоп
Пространство и время, в соотношении с которыми развивается сюжет, практически всегда являются ключами к главному смыслу.
Первый абзац сообщает нам время и место действия. Время — годы Великой Отечественной войны, место — фронт где-то на водном рубеже, на море или большой судоходной реке. Далее упоминаются сопки, которые можно найти и на Черноморском побережье, и на Волге, и в северных или дальневосточных морях. Но все же упоминание каюты, диких скал чуть-чуть склоняет образ в сторону северных морей. Фраза «стоял декабрь и днём было так же темно, как и ночью» тоже заставляет нас думать о севере. Сопка «Колпак» упоминается в документальных источниках, но там речь идет уже о боях с японцами по союзническим обязательствам перед США после победы над германскими нацистами. Такая неопределенная локация дает нам образ огромной страны, и события могут происходить на любых рубежах. А в мыслях героя малая родина: «маленький дом, крыльцо с провалившейся ступенькой» и отец в саду, в кубанке набекрень. Сад и кубанка, конечно, формируют образ казака где-то на юге России, на Кубани, например. Так возникает соотношение малой и великой Родины, как в стихотворении К. Симонова «Родина»:
- Касаясь трех великих океанов,
- Она лежит, раскинув города,
- Покрыта сеткою меридианов,
- Непобедима, широка, горда.
- Но в час, когда последняя граната
- Уже занесена в твоей руке
- И в краткий миг припомнить разом надо
- Все, что у нас осталось вдалеке,
- Ты вспоминаешь не страну большую,
- Какую ты изъездил и узнал,
- Ты вспоминаешь родину — такую,
- Какой ее ты в детстве увидал.
- Клочок земли, припавший к трем березам,
- Далекую дорогу за леском,
- Речонку со скрипучим перевозом,
- Песчаный берег с низким ивняком.
- Вот где нам посчастливилось родиться,
- Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
- Ту горсть земли, которая годится,
- Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
- Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
- Да, можно голодать и холодать,
- Идти на смерть… Но эти три березы
- При жизни никому нельзя отдать.
Мысль ясна: у каждого в душе малая родина, но все вместе мы защищаем Великую Отчизну, и даже там, где не сады, а дикие скалы. И есть, конечно, проблема: почему я должен жертвовать жизнью, защищая не свою землю, свой сад, своих родных, а какие-то дикие скалы?
Ход времени: из прошлого в будущее
Первые слова говорят о времени, и довольно своеобразно: накануне обозначает день в прошлом, предшествующий какому-то более важному дню; прошлое, нацеленное на будущее. Проследим обозначения времени во всем тексте, обращая внимание на соотношение прошлого и будущего. Ведь всякое действие происходит почему-то (причина в прошлом) и зачем-то (цель в будущем).
Мотивация: почему и зачем?
Корнев и Тумик должны пожертвовать собой — почему?
Потому что батарея уже стала причиной немалых потерь: многие убиты и ранены, потому что-иначе её нельзя уничтожить.
Зачем? — она мешает одной задуманной операции. Т.е. ради будущего.
Почему именно они? Потому что трудная задача ставится перед лучшими разведчиками, награждёнными орденами и медалями, другие могут не справиться.
Имена
Важная деталь, на которую всегда стоит обращать внимание — имена героев. Почему автор назвал их именно так, что он хотел этим сказать? Здесь одно понятное имя: Корнев. Главный герой, Тумик, носит имя загадочное. Не могу доказать, но готова поспорить, что в каком-нибудь южно-русском диалекте это слово означает какую-либо часть дерева − росток, ветку, побег – иначе оно не укладывается в семантическую сетку текста и остается бессмысленным. Это было бы нарушением главного закона художественного текста: все воспринимаемые читателем речевые элементы (фразы, слова, звуки) являются средством выражения мысли писателя. Жаль, что в тексте нет комментария, он помог бы ученикам привыкнуть к толкованию имен персонажей. Читая текст, надо искать в нем высказывания, так или иначе связанные с мотивом «корень».
Мотив «корни» сплетен в мыслях Тумика с мотивом малой родины. Если мы правильно поняли намек на его казачье происхождение (кубанка отца, его ордена), то все семейные традиции нашего героя, все его генетические и духовные корни сосредоточены на защите Отчизны: казаки в царской России считались военным сословием, всегда готовым воевать в защиту Родины и по ее призыву. Отсюда и слова отца «Воюй за меня». Это посыл из прошлого.
Но главный сюжетный поворот связан с мыслью о будущем: у Корнева есть сын – то будущее, которое уже сейчас нуждается в защите. Поэтому Тумик сознательно обманывает Корнева, чтобы спасти его для сына. В момент обмана (автор подчеркивает) в его уме одна мысль:
У Корнева были жена и маленький сын…
Рассуждение об этих мотивах и их связи в тексте поможет обогатить сочинение в содержательном и речевом аспектах и заработать необходимые баллы.