Ассонанс как иллюстрация

Звук – не техника стиха, это его содержание, особенно у таких Поэтов, как Пастернак, Крылов, Пушкин… Надеюсь, что приведенные здесь примеры это доказывают.

Иллюстрация ритма

     Приемы использования ассонанса определяются в первую очередь артикуляционными и акустическими особенностями гласных и их ролью в речевом потоке. «Певучая» акустика гласных обеспечивает им центральную позицию, роль опорного звена в формировании мелодии и ритма речи. Гласные звуки, особенно ударные гласные, создают ритм стиха. Но ассонанс может проиллюстрировать ритм движения, изображенного в тексте. Так, в стихотворении Б. Пастернака «Зеркало» можно наблюдать перемежающийся ассонанс, значение которого выясняется не сразу.

В трюмО испарЯется чАшка какАо,

КачАется тюль и прямОй

ДорОжкою в сАд, в бурелОм и хАос,

К качелям бежит трюмО.

Там сОсны враскАчку вОздух сАднят

СмолОй. Там по маете

Очки по траве растерял палисадник,

Там книгу читает Тень…

    В первой строке многократный ассонанс из ударных и безударных а к концу строки усиливается аллитерацией из трех ка: чашка какао / Качается.

                                                                   Заметим, что в связи с редукцией безударных гласных в                                                  русском языке обычно во внимание принимаются преимущественно                                              ударные гласные; безударные (кроме гласных верхнего подъема У, И, Ы)                                           могут лишь распространять ассонанс, образованный ударными.

     Во второй строке эта тема продолжается и заканчивается словом КачАется, значение которого объясняет, что вся эта последовательность а а а а ка ка ка ка а а должна была оставить впечатление быстрого, мелкого колебания тюля при открытом окне, и это впечатление должно быть достаточно сильным и ясным, чтобы компенсировать отсутствие прямых упоминаний открытого окна. Заметим, что здесь именно обилие безударных а формирует ритм мелкого мельтешения краешка тюлевой занавески, что очень важно для поэта: такой ритм впоследствии объединит движение занавески внутри комнаты с движением несметного множества мелких листочков сада за окном, символизирующего внешний мир. Заметим, здесь и далее ассонансы «переползают» с одной строки на другую, уничтожая границы между строками; так и единство ритма преодолевает границу между внешним и внутренним: тем, что отражается в зеркале, и самим отражением.

     Только дочитывая вторую строку, читатель может обнаружить ассонансную рифму трюмо  – прямой, обрамляющую двустишие и изображение внутреннего пространства комнаты. Слово прямой, выделенное рифмой, может быть, поможет чуткому читателю обратить внимание на то, что это внутреннее пространство организовано геометрически правильными линиями и формами: трюмо и окно с тюлем  – прямоугольники, чашка  – круг. Но в третьей строке совершенно определенно обнаруживается, что ассонанс на о не только продолжается, но вступает в отношения противопоставления с ассонансом на а. Если а со множеством безударных «мельтешит», то о может быть только ударным. Ассонанс на о сразу упорядочивает ритм третьей строки чередованием ударных о́/(а)  – о́ а́ о́ а́ (а), подчиняя этому ритму и продолжающийся ассонанс на а.

    Четвертая строка заканчивается словом трюмо, которое теперь уже образует повтор, обрамляющий четверостишие, и триаду рифм трюмо  – прямой  – трюмо. С этого же слова начинается вторая серия перемежающихся ассонансов, организованная чередованием ударных о и а. Но теперь смысловое содержание строки подсказывает нам, что в данном случае ассонанс иллюстрирует ритм качания сосен. Как известно, они производят при этом ритмичный монотонный звук. Мы слышали этот звук в третьей строке, но еще не узнавали его, так как сосны не были названы, введены в поле нашего восприятия.

   Ритмообразующие ассонансы довольно частотны, обычны; ритмоиллюстрирующие встречаются намного реже.

 Звуковая иллюстрация. Звукоподражание

Среди звукоиллюстрирующих ассонансов самый очевидный и доказуемый  – это звукоподражание. Редкий пример яркого звукоподражания обнаруживается в басне И.А. Крылова «Слон и Моська». Лай собаки иллюстрируется двумя удивительно длинными ассонансными рядами из ударных А.

Увидевши слонА, ну на него метАться,

И лАять, и рычАть, и рвАться  –

Ну тАк и лезет в дрАку с ним!

……………………………………

Вот то-то мне и духу придает,

Что я совсем без дрАки

Могу попАсть в большие забиЯки.

ПускАй же говорЯт собАки:

«Ай Моська! ЗнАть, онА сильнА,

Что лАет на слонА!

         Нельзя, впрочем, не отметить, что на протяжении ассонансного ряда возникает несколько рядов аллитераций (соответствующие буквы выделены), некоторые из них участвуют в иллюстрации лая и сопутствующего ему рычания.

Ассоциативные звукоиллюстрации

     Гораздо чаще встречается иллюстративное использование ассонанса, которое мы осторожно назовем ассоциативным. Широко распространенный термин «звукосимволизм» отражает недостаточно дифференцированное, на наш взгляд, множество явлений, вокруг которых с античных времен накопилось много толкований, объяснений, опровержений, комментирование которых не входит в круг наших задач. Термин «фоносемантика»[1], ставший популярным в наше время, тоже уже имеет свою историю, адептов и оппонентов. Третий термин, связанный с объяснением физиологической основы явления, которое мы хотим описать,  – «синестезия». Это понятие трактуется еще более неоднозначно. Суть проблемы, возможно, в том, что феномен рассматривается исследователями разных научных специальностей, оперирующих информацией, изложенной в разных терминологических системах. Так, в ряде учебников по медицинской психологии синестезия представлена как аномалия восприятия, присущая небольшому проценту людей, «страдающих» тем, что они видят черно-белые буквы в цвете (по ассоциации со звуками речи) или слышат шум при восприятии беззвучных видеозаписей; в Интернете термин толкуется в справочнике болезней[2]. Нейрофизиологи объясняют этот феномен близостью расположения мозговых центров, обеспечивающих восприятие разных видов информации (звуковой и зрительной)[3].

    Лингвисты, особенно фонетисты, воспринимают синестезию как нечто само собой разумеющееся[4], поскольку человеческая речь  – это постоянное соотнесение двигательных артикуляторных ощущений со слуховыми, и первичная настройка, согласование деятельности артикуляционно-кинестетических ощущений с данными слуховых рецепторов происходит в период младенческого лепета.

         С.В. Воронин убедительно объяснял происхождение ЗИС  – звукоиллюстрирующих слов  – подражательными движениями речевого аппарата[5], причем рассматривал подражание разным явлениям. Например, подражание эмоциональному непроизвольному жесту отталкивания, считал он (и приводил в подтверждение мнение Ч. Дарвина), породило у разных народов вытягивание губ, что стало основой для произношения английского губно-губного [w], с которого начинаются многие звукоиллюстрирующие слова, называющие что-то неприятное, отталкивающее. Трудно не соотнести это мнение с личным опытом: в русской речи междометием «У-у!» пугают ребенка или выражают недовольство, приставка у- означает удаление: убрать, уйти; движение вглубь  – ущелье, укорениться; этот звук встречается в корнях, несущих значение глубины, тяжести  – глубь, груз, труд. Происхождение этого звука в приведенных примерах различно, да и значение не очень определенное, но ведь это отдельные слова, а в художественной литературе речь идет о контексте с образным значением и о повторе, обращающем на себя внимание, преодолевающем порог восприятия.

  На материале русского языка проведено психолингвистическое исследование А.П. Журавлева[6]. В прилагаемых к книгам А.П. Журавлева таблицах показаны результаты психолингвистического тестирования, устанавливающие соответствия между звуками речи и сочетаниями звуков, с одной стороны, и впечатлениями, которые они создают, с другой. В воспитании читателя, в интерпретации произведения на уроке пользоваться таблицами затруднительно. Имея в виду цель снизить у читателя порог чувствительности в восприятии звучания поэзии, мы сознательно опираемся на опыт анализа литературных произведений.

     Артикуляция гласных  – это главным образом изменение формы резонатора (рта), то есть трансформация пространства. Неудивительно, что именно пространственные ощущения передаются ассонансом. Еще в античной риторике упоминалось об ощущении широты и открытости пространства, которое передает звук [a]: рот при его произнесении открывается широко, а язык слегка оттягивается назад и не приподнимается, оставляя пространство ротовой полости свободным. М.В. Ломоносов называл этот звук величавым, торжественным, радостным, связывал его звучание с чувством простора, свободы[7]. Ассонанс на [a] встречается чаще всего в контекстах, где говорится о большом пространстве вообще (недифференцированном), либо о широком пространстве в горизонтальном измерении.

В стихотворении Б. Пастернака «Золотая осень» строка

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин… ([Λсин])

 говорит о большом пространстве и лексически, и синтаксически, и фонетически. Ощущением торжественности и простора наполнены строки Ф.И. Тютчева о грозе, в каждой из которых из четырех ударений четырехстопного ямба оказываются выделены два ударных [a]:

…Когда весенний первый грОм,

Как бы резвЯся и игрАя,

ГрохОчет в небе голубОм.

ГремЯт раскАты молодые,

Вот дОждик брызнул, пыль летит…

 А  – самый частотный звук русского языка, поэтому его повтор часто служит контрастным фоном для других ассонансов; при этом и оттенки значений самого А становятся более очевидными.

Звук [о] тоже связан с ощущением большого пространства, но в вертикальном измерении. Поэтому ассонанс на О в строках из стихотворения Ф.И. Тютчева так явно взаимодействует с ассонансом на А в описании грома и дождя. Величественная поступь огромного слона в басне И.А. Крылова подана в контрасте с низменной суетливостью маленькой

Моськи:

Гляди, уж ты хрипишь, а Он себе идЁт

И лАя твоего совсем не примечАет…

Совершенно отчетливо ассонансом на О выделяются вертикальные предметы в произведениях разных авторов:

  1. В рОще карийской, любезной ловцам, таится пещера,
  2. СтрОйные сОсны кругом склонились ветвями, и тенью
  3. ВхОд ее заслонЕн на вОле бродящим в извивах
  4. Плющем, любОвником скал и расселин.

                                                               (А. Пушкин)

 В эмоциональном отношении О тоже контрастирует с А: в нем меньше света и радости, зато больше важности, величия и строгости.

     Пространственное значение звука [у]  – это отражение движения артикуляционного аппарата: полость рта прикрыта вытянутыми губами, язык отодвигается назад и как будто стремится вниз. Поэтому звук образует ряд повторов там, где надо создать ощущение глубины или противопоставить внутреннее внешнему: в звуковом образе Думы в отличие от волны

ДУма за ДУмой, волна за волной… (Ф.И. Тютчев «Волна и дума»);

Во глубине сибирских рУд… (А. Пушкин);

 …другие дрУжно упирали вглУбь мощны веслы… (А. Пушкин) и т. п.

        Эмоциональное содержание звука обнаруживается, например, в противопоставлении ассонансов на У и на А в первой строке «Весенней грозы» Ф.И. Тютчева:

ЛюблЮ грозУ // в начАле мАя

Только в первой строке гроза по традиции немного пугает, но дальше событие оказывается вполне оптимистическим, гром грохочет в голубом небе и ассонанса на У больше нигде нет.

Звуки И и Е  – узкие, пространство резонатора при их произношении минимальное; это особенно заметно на фоне «просторных» О и А в конце каждой строки:

…В сЕрдце ли тЕсном, в безбрЕжном ли мОре,

ЗдЕсь в заключЕнии, тАм на простОре …

(Ф.И. Тютчев)

       Ассонанс на И, как правило, встречается в строчках, говорящих о большом количестве или протяженности чего-либо. Часто приводятся в пример строки А.С. Пушкина:

Роман внушИтельный, старИнный,

Отменно длИнный, длИнный, длИнный,

НравоучИтельный и чИнный,

Без элегИческих затей.

Внимательный читатель заметит, что в этих строках почти у каждого ударного И есть «тень»: безударный и или ы, приумножающий общее впечатление.

 «Антиассонанс»

    В сопоставлении с любым ассонансом может обнаружиться выразительность «антиассонанса»  – подчеркнутой «пестроты» ударных гласных. Так происходит в начальном предложении рассказа И.А. Бунина «На чужой стороне»:

На вокзАле нЕ было обЫчной суматОхи: наступАла святАя нОчь.

 Как мы уже наблюдали, предложение распадается на две контрастные по ритмическому и звуковому оформлению части. Пестрота ударных гласных 1 части  – а, е, ы, о  – иллюстрирует суматоху. Это становится понятным на фоне успокаивающего ассонанса второй части: а, а, о. Оппозиция смыслов «движение, суета» и «покой, остановка» далее развивается на уровне лексикосемантических повторов.

 

[1] Воронин С.В. Основы фоносемантики. Изд. 3-е. М., 2009. С. 54.

[2] http://medinfa.ru/17/sinesteziya/..

[3] Воронин С.В. Основы фоносемантики. С. 58.

[4] Галеев Б.М. Что такое синестезия: мифы и реальность // Leonardo Electronic Almanac. 1999. V. 7, № 6. Цит. по: http://prometheus.kai.ru/mif_r.htm.

[5] Воронин С.В. Основы фоносемантики. С. 76–77.

[6] Журавлев А.П. Фонетическое значение. Л., 1974; Журавлев А.П. Звук и смысл. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 1991.

[7] Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. М.; Л., 1952. Т. 7. С. 211.

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.