Тесты по орфоэпии (теория)

Тесты создавались для студентов ФНО, но могут быть использованы в педагогических колледжах, гимназиях, а также (с необходимыми дополнениями) на филологических факультетах.

(демонстрационная версия)

  1. Какая закономерность произношения в русском литературном языке имеет характер фонетического закона?

А. Ассимиляция согласных по твердости-мягкости.

Б. Диссимиляция согласных по способу образования.

В. Ассимиляция шумных согласных по глухости-звонкости.

Г. Ассимиляция согласных по месту образования.

  1. Какая закономерность произношения в русском литературном языке имеет характер фонетического закона, но реализуется в ряде орфоэпических вариантов?

А. Ассимиляция согласных по твердости-мягкости.

Б. Ассимиляция шумных согласных по глухости-звонкости.

В. Качественная редукция гласных неверхнего подъема в безударной позиции.

Г. Ассимиляция согласных по месту образования.

  1. Какая закономерность произношения в русском литературном языке имеет характер фонетического закона и реализуется без орфоэпических вариантов?

А. Ассимиляция согласных по твердости-мягкости.

Б. Качественная редукция гласных неверхнего подъема в безударной позиции.

В. Ассимиляция согласных по месту образования.

Г. Оглушение звонких шумных согласных в конце слова.

  1. На какой основе развилась фонетическая система русского литературного языка?

А. На основе старославянской фонетической системы.

Б. На основе фонетической системы севернорусских говоров.

В. На основе фонетической системы среднерусских говоров.

Г. На основе фонетической системы южнорусских говоров.

  1. Какая последовательность букв правильно отражает хронологическую последовательность формирования следующих фонетических систем (ФС): А – ФС русского литературного языка, Б – ФС северно-русских говоров, В — ФС среднерусских говоров, Г — ФС южнорусских говоров?

А. АБВГ.

Б. ГБВА.

В. БГВА.

Г. ГАБВ.

  1. Какая стилистическая характеристика является признаком орфоэпической нормы в отличие от орфоэпических вариантов?

А. Стилистическая нейтральность.

Б. Принадлежность к высокому стилю произношения.

В. Принадлежность к разговорному стилю произношения.

Г. Употребление в речи наиболее образованных людей.

  1. Выберите правильное определение аканья в русском литературном языке:

А. Это произношение звука [а] на месте буквы О.

Б. Это редукция гласных неверхнего подъема в безударном положении.

В. Это нечеткое произношение безударных гласных.

Г. Это редукция гласных неверхнего подъема в безударном положении после твердых согласных.

  1. Какие черты севернорусских говоров сохранились в русском литературном произношении?

А. Иканье, произношение [г] взрывного, ассимиляция согласных по глухости/звонкости.

Б. Аканье, произношение твердого [т] в окончаниях глаголов настоящего времени.

В. Произношение [г] взрывного, произношение твердого [т] в окончаниях глаголов настоящего времени.

Г. Цоканье, оканье, ассимиляция согласных по твердости/мягкости.

  1. Какие черты южнорусских говоров сохранились в русском литературном произношении?

А. Иканье, произношение [г] взрывного, ассимиляция согласных по глухости/звонкости.

Б. Аканье, произношение твердого [т] в окончаниях глаголов настоящего времени.

В. Оканье, произношение [г] взрывного, произношение твердого [т] в окончаниях глаголов настоящего времени.

Г. Аканье.

  1. Каковы самые общие черты русского литературного произношения?

А. Оканье, произношение [г] взрывного, произношение твердого [т] в окончаниях глаголов настоящего времени.

Б. Аканье, произношение [г] взрывного, произношение твердого [т] в окончаниях глаголов настоящего времени.

В. Оканье, произношение [г] щелевого, произношение мягкого [т] в окончаниях глаголов настоящего времени.

Г. Аканье, произношение [г] щелевого, произношение твердого [т] в окончаниях глаголов настоящего времени.

11. Какой процесс сыграл главную роль на начальном этапе формирования московского койнэ?

А. Столкновение древнерусской и старорусской фонетических систем.

Б. Столкновение фонетических систем севернорусских и южнорусских говоров.

В. Столкновение русской и старославянской фонетических систем.

Г. Разделение русской, украинской и белорусской фонетических систем.

  1. К какому стилю произношения М.В. Ломоносов относил оканье?

А. К низкому, так как оно «жестоко ныне русскому уху слышится».

Б. К среднему, так как оно было свойственно большинству населения.

В. К высокому, так как наблюдалось в речи священнослужителей, в официальной речи и в представлении трагедий.

Г. К книжному, так как такое произношение соответствует соответствует написанию.

  1. В какой строчке названы все стили современного литературного произношения и только они?

А. Высокий стиль, средний стиль, низкий стиль.

Б. Литературное произношение, диалектное произношение, просторечное произношение.

В. Нейтральный стиль произношения, высокий (книжный) стиль произношения, разговорный стиль произношения.

Г. Старомосковское произношение, Санкт-Петербуржское произношение, певческое произношение.

14 . Какие факторы вызвали наиболее существенные изменения норм произношения в ХХ в.?

А. Ликвидация безграмотности и влияние графики на произношение.

Б. Урбанизация и развитие средств массовой информации.

В. Заимствование иноязычных слов и влияние иностранных языков.

Г. Отношение общества к орфоэпическим нормам, споры пуристов с антинормализаторами.

  1. Какая из общих норм русского литературного произношения является фонетическим законом для всех подсистем русского языка?

А. Аканье.

Б. Ассимиляция шумных согласных по глухости-звонкость.

В. Ассимиляция согласных по твердости-мягкости.

  1. В каких вариантах орфоэпических норм допускается отсутствие редукции или ослабленная редукция гласного первого предударного слога:

А. В Санкт-Петербургском варианте произношения гласного после мягкого согласного.

Б. В высоком (книжном) стиле произношения заимствованных слов.

В. В диалектном «окающем» произношении.

Г. В просторечном произношении заимствованных слов.

17. Речь какого слоя общества стала главным источником старомосковских орфоэпических норм?

А. Речь аристократии, придворных.

Б. Речь наиболее образованных людей, ученых, писателей, поэтов, артистов.

В. Речь московских простолюдинов, купцов, ремесленников, слуг.

Г. Речь служителей церкви.

  1. В какой строке сгруппированы типы орфоэпических норм, противопоставленные по одному признаку:

А. Старшая норма и младшая норма.

Б. Санкт-Петербургская норма и младшая норма.

В. Старшая норма и Санкт-Петербургская норма.

Г. Московская норма и старшая норма.

  1. В какой строке сгруппированы типы орфоэпических норм, противопоставленные по одному признаку:

А.Старшая норма и Московская норма.

Б. Санкт-Петербургская норма и Московская норма.

В. Младшая норма и Санкт-Петербургская норма.

Г. Старшая норма и Санкт-Петербургская норма.

  1. Как появляются орфоэпические нормы?

А. В результате кодификации (лингвистического описания) узуса, стихийно сложившегося в речи культурного центра (столицы).

Б. В результате выработки общих языковых привычек жителей крупного культурного центра (столицы) на основе интеграции ряда диалектных черт.

В. В результате слияния разных диалектов одного языка.

Г. В результате обработки просторечия деятелями культуры, учеными.

  1. Антинормализаторы считают:

А. Нормы произношения должны быть стабильными, их изменение                                    нежелательно.

Б. Нормы не нужны, не следует ограничивать свободу носителей языка.

В. Необходимо соблюдать определенный баланс двух тенденций – развития литературного языка и его стабильности.

Г. Надо обучать в школе единообразному произношению без вариантов.

  1. Пуристы считают:

А. Нормы произношения должны быть стабильными, их изменение                                    нежелательно.

Б. Нормы не нужны, не следует ограничивать свободу носителей языка.

В. Необходимо соблюдать определенный баланс двух тенденций – развития литературного языка и его стабильности.

Г. Надо обучать в школе единообразному произношению без вариантов.

  1. Какая позиция наиболее близка Вам как будущему учителю:

А. Учитель должен сам говорить в соответствии с орфоэпической нормой, владеть стилистическими вариантами произношения и воспитывать учеников  своим примером.

Б.  Учитель должен сам говорить в соответствии с орфоэпической нормой, владеть стилистическими вариантами произношения и обучать этому учеников.

В. Учитель обязан строго соблюдать орфоэпические нормы, т.к. он лицо                               должностное и общается с учениками в официальной обстановке.

Г. Учитель обязан обучать детей быстрому чтению, орфографии и еще многим навыкам, более важным, чем орфоэпия.

Д. Дети все равно будут говорить так, как принято в семье.

  1. Конкуренция каких вариантов произношения является результатом перехода от старой, древнерусской фонетической системы к новой, современной русской?

А. [жΛсм’и′ н] — [жыэ см’и′ н].

Б. [т’ИЭпло′] — [т’ЭИпло′].

В. [п’е′ рвый] — [п’е′ рвъй].

Г. [ро′ ш’ч’ъ] —  [ро′ ш’:ъ].

25. Какие признаки некоего данного варианта произношения могут служить основанием для его кодификации авторами словарей (признания правильным, нормативным)?

А. Употребление именно этого варианта большинством носителей национального языка.

Б. Соответствие данного варианта фонетическим и грамматическим законам русского языка.

В. Употребление именно этого варианта большинством носителей литературного языка.

Г. То, что употребление данного варианта в средствах массовой информации и в публичных выступлениях общественных деятелей не вызывает отрицательной реакции носителей языка.

  1. Как поступают авторы словарей в случаях, когда произношение, ставшее привычным для значительной части носителей литературного языка, считается неправильным и недопустимым другой значительной частью носителей литературного языка?

 А. Объявляют нормативным традиционный вариант произношения.

Б. Объявляют допустимыми оба варианта произношения.

В. Объявляют нормативным вариант произношения, более соответствующий законам современной языковой системы.

Г. Объявляют нормативным новый, более современный вариант произношения.  Д. Определяют более популярный вариант путем опроса общественного мнения.

Е. Выбирают вариант, более соответствующий их (авторов) научным взглядам или эстетическим вкусам.

27. Какой из названных источников Вы используете при необходимости узнать современную норму произношения определенного слова или словоформы?

А.  Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля.

Б. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.

В.  Грамматический словарь русского языка А. А. Зализняка.

Г. Орфоэпический словарь русского языка под редакцией Р.И. Аванесова.

  1. Определите, какой норме произношения соответствует звучание данных фрагментов стихотворений. Затранскрибируйте весь отрывок в соответствии с этой нормой.

Есть в осени первоначальной

               Короткая, но дивная пора:

               Весь день стоит как бы хрустальный

               И лучезарны вечера.

А. Младшая орфоэпическая норма современного русского литературного языка.

Б.  Старшая орфоэпическая норма современного русского литературного языка.

В.  Санкт-петербургский вариант орфоэпической нормы современного русского литературного языка.

Г. Сценический стилистический вариант орфоэпической нормы современного русского литературного языка.

  1. Определите, какой норме произношения соответствует звучание данных фрагментов стихотворений. Затранскрибируйте весь отрывок в соответствии с этой нормой.

              Жди меня, и я вернусь,

             Только очень жди!

             Жди, когда наводят грусть

            Желтые дожди,

            Жди, когда снега метут,

            Жди, когда жара…

А. Младшая орфоэпическая норма современного русского литературного языка.

Б. Старшая орфоэпическая норма современного русского литературного языка.

В.  Санкт-петербургский вариант орфоэпической нормы современного русского литературного языка.

Г. Сценический стилистический вариант орфоэпической нормы современного русского литературного языка.

  1. Изменения какой закономерности комбинаторного варьирования в группах согласных в фонетической системе русского языка стали причиной возникновения произносительных вариантов, различий между старшей и младшей орфоэпической нормы?

А. Ассимиляция шумных согласных по глухости-звонкости.

Б. Диссимиляция согласных по способу образования.

В. Ассимиляция согласных по твердости-мягкости.

Г. Ассимиляция согласных по месту образования.

  1. Какая последовательность букв отражает значимость функций орфоэпических норм для всего человечества, для данной страны, для культурного сообщества данной страны, для конкретного человека?

А) эстетическая функция.

Б) функция социализации и социальной идентификации.

В) коммуникативная функция.

Г) функция поддержания единства национального филологического пространства.

А.  БВГА       Б.  ВГАБ          В.  ГАБВ      Г.  АБВГ

32.В чем заключается коммуникативная функция орфоэпических норм?

А. Они поддерживают единство национального филологического пространства.

Б. Они соответствуют эстетическим вкусам общества, их варианты используются в эстетических целях.

В. Они помогают не отвлекать внимания от понимания смысла звучащей речи.

Г. Правильное произношение способствует национальной и социальной                   идентификации каждого человека, не создает препятствий для его                     профессиональной деятельности, продвижения по социальной лестнице.

33. В чем заключается социальная функция орфоэпических норм?

А. Они поддерживают единство национального филологического пространства.

Б. Они соответствуют эстетическим вкусам общества, их варианты используются в эстетических целях.

В. Они помогают не отвлекать внимания от понимания смысла звучащей речи.

Г. Правильное произношение способствует национальной и социальной                идентификации каждого человека, не создает препятствий для его профессиональной деятельности, продвижения по социальной лестнице.

34. В чем заключается эстетическая функция орфоэпических норм?

А. Они поддерживают единство национального филологического пространства.

Б. Они соответствуют эстетическим вкусам общества, их варианты используются в эстетических целях.

В. Они помогают не отвлекать внимания от понимания смысла звучащей речи.

Г. Правильное произношение способствует национальной и социальной идентификации каждого человека, не создает препятствий для его профессиональной деятельности, продвижения по социальной лестнице.

35. В чем заключается национальная функция орфоэпических норм?

А. Они поддерживают единство национального филологического пространства.

Б. Они соответствуют эстетическим вкусам общества, их варианты используются в эстетических целях.

В. Они помогают не отвлекать внимания от понимания смысла звучащей речи.

Г. Правильное произношение способствует национальной и социальной                    идентификации каждого человека, не создает препятствий для его профессиональной деятельности, продвижения по социальной лестнице.

36. Выберите строчку, в которой перечислены только произносительные особенности старшей нормы:

А. Оканье, эканье, твердый [с] в возвратном постфиксе.

Б.  Твердый [с] в возвратном постфиксе, ассимиляция по мягкости в парах с участием зубных согласных, сочетания [къ], [гъ], [хъ] на стыке основы и окончания прилагательных м.р. ед.ч. им.п.

В.  Аканье, мягкий долгий звук [ж’:] на месте букв жж, произношение [ыэ] после шипящих в 1 предударном слоге.

Г. Мягкий долгий звук [ж’:] на месте букв жж, произношение [ыэ] после шипящих в 1 предударном слоге, твердый [с] в возвратном постфиксе.

Ответы

10Б 11Б 12В
13В 14А 15Б 16Б 17В 18А
19Б 20А 21Б 22А 23АБ 24А
25В 26Б 27Г 28Г 29Б 30В
31Б 32В 33Г 34Б 35А 36Б

 

 

 

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.